Главная История витражей Витражи Петербурга

Витражи Петербурга


рго2Стекло в Древней Руси.


     Зарождение стекольного производства в древней Руси относится к X-XII вв.
При раскопках в Киеве найдены стеклянные изделия, относящиеся к этому периоду,  такие как: обломки браслетов, кольца, бусы и бокалы.
    Изготавливали стекло на Руси различного сорта и цвета из поваренной соли, золы растений, песка и извести. Окрашивали стёкла окислами железа, меди и марганца, иногда с природными красящими добавками  и получали тем самым простейшие цвета (зеленый, желтый, фиолетовый и некоторые их оттенки).


Русский витраж.


     В Древней Руси в XVI-XVII вв. окна построек закрывали слюдой, но такой дорогостоящий материал могли позволить себе лишь богатые люди. Поэтому слюдяные оконницы были лишь в царских дворцах и постройках знати. Куски слюды сшивались вместе или прикручивались гвоздями к жестяным перемычкам и могли образовывать некоторый орнамент или просто сетку, иногда с изображением в центре.
      В XVII в. появились расписные слюдяные оконницы с изображением трав, птиц и цветов.
На замену слюдяным оконницам пришло стекло, но до XVIII в. в Древней Руси из-за дефицита и дороговизны использовалось крайне редко. И всё же известны некоторые жилые здания и церкви с использованием цветных и расписных стёкол в оконных проёмах. Но, по мнению учёных такие стёкла привозились из Западной Европы.
   

ночка В XVII в. появляются витражи из небольших бесцветных стёкол скреплённых деревянным переплётом, образующих сетку. Производство цветного стекла в России появилось благодаря деятельности М.В. Ломоносова. Но широкого изготовления витражей в России не было вплоть до начала XIX в.
   К середине XVIII в. в Петербурге возрастает интерес к Средневековой культуре, пробуждается и интерес  к готическим витражам. Но такой товар можно было достать только за границей. Стеклянные  мастерские пытаются воссоздать технологии изготовления витражей по Европейской традиции, но попытки их тщетны и витраж по-прежнему очень труднодоступен.
   Распространение витражей в России началось вначале XIX в. в период эклектики и романтизма. Появляется мода на транспарантную живопись (перевод картин на стекло). Некоторые источники сообщают о частом использовании витражей в XIX веке  во дворцах,  церквях и общественных помещениях Петербурга.  В это время витраж всё ещё остается импортным товаром.
     В тот момент, когда решается установить витраж в алтарном окне Исаакиевского собора не находится ни одного завода, который мог бы выполнить такую работу.  Поэтому принято решение обратится в мастерскую Мюнхена. Г.М. фон Гесс разработал эскизы для будущего витража.  Композиция состояла из цветных стёкол с элементами росписи. Витраж «Воскресший Христос» - один из самых крупных витражей Европы.   
    В течении XIX в. витражи стали активно внедряться в архитектуру и интерьеры светского и культового назначения Петербурга. Некоторые витражи эпохи эклектики конца XIX в. сохранились. Так, например, сохранились несколько витражей работы мастерской живописца В.Д. Сверчкова. Его работы представляют собой комбинированные геральдические или аллегорические витражи.
     На рубеже XIX – XX вв. на смену эклектики приходит стиль модерн. В это время и наступает расцвет витражного искусства в Петербурге.

витражи из особняка



Эпоха Модерна. Расцвет витражей в Петербурге.


  
   Уже к концу XIX в. началось массовое производство витражей. Начиная с 1890 г. и до революции работало около 20 мастерских. В основном они работали, используя иностранные материалы и нередко с привлечением мастеров с Запада.
В 1900-1910-е в Петербурге открываются классы живописи по стеклу при Императорском Обществе поощрения художеств и в Центральном училище технического образования барона Штиглица.
   Многие известные художники, такие как М.А. Врубель, Н.К. Рерих, В.Н. Васнецов, в это время разрабатывали эскизы к витражам.
    Петербургский витраж вобрал в себя все элементы стиля модерн. Орнамент его в основном был флорального и геометрического  характера.
     Витражные мастерские начинают выпускать новые виды стёкол. Витраж перестает быть дефицитом и предметом роскоши и становится доступен широким слоям населения.
В этот период витражи появляются практически во всех сооружениях. Область применения цветных стекол необычайно широка: лестничные окна, межкомнатные и входные двери, стеклянные потолки, мебельные дверцы, рекламные вывески и прочее.
    Для производства витражей помимо мозаичной и расписной технологии, также активно используется технология пескоструя и различные имитации витражей. Вначале XX в. появляется и получает широкое распространение фацетный витраж – композиция из гранёных стёкол, собранная в профили, как и мозаичная технология.

  
1917г. – конец эпохи петербургского витража.  До наших дней сохранились лишь около 300 фрагментов и нередко целиковых цветных стёкол XIX – XX вв. Многие из них закрашены краской и возможно, поэтому они не были разворованы или разрушены. Петербургским витражам всего лишь 100 лет, по сравнению с уцелевшими витражами Европы, это очень небольшой возраст и, к сожалению, многие памятники этого хрупкого искусства до сих пор разрушаются.

лестница1лест2