Главная История витражей История появления витражей

История появления витражей

 

   Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) – одно из самых красивейших видов монументально-декоративного и декоративно - прикладного искусства.
Истоки появления стекла восходят к временам Древнего Египта  IV тыс. до н.э. Стекловидной глазурью покрывали изделия из глины и дерева.
 
   Первый витраж был мозаичного типа: пластины одноцветного или бесцветного стекла, скреплялись между собой свинцовым мягким профилем, спаянным оловом. Небольшие фрагменты помещались в сегменты жесткой конструкции, что придавалао витражу особую прочность. Такую технологию принято считать «классической».
 

Готический  витраж. 

 
    В эпоху Средневековья витражи стали искусством тесно связанным с культовым зодчеством.
Наиболее ранние находки витражей VI в. обнаружены в Европе в соборе Сан-Витале в Равенне, они относятся к VI в.
 
   Фрагмент головы Христа В IX в. была открыта техника окраски стёкол при помощи обжига. Таким образом, в X в. возникла и развилась витражная живопись. Самым древним из образцов считается фрагмент головы Христа из монастыря Lorsch на Рейне (Германия). Самые древние фигуративные витражи сохранились в Аугсбургском соборе (Германия).
 
  Расцвет искусства витража начался в XII в. в эпоху «великих соборов». В это время происходит строительство собора в Шартре, Реймского собора и собора Парижской Богоматери (Франция); Йорского собора (Англия); Кёльнского собора (Германия) и других великолепных произведений архитектурного искусства. И, конечно, доминантой этих соборов служит витраж.   Витражная композиция в соборах обычно выглядела так: огромные стрельчатые окна по периметру и в центре композиции, во фронтальной части собора – большое круглое окно «роза»,  конструкция которого разделена на сектора. Витражное окно «роза» - стало одним из самых ярких символов Готики.
 
  Витраж этого времени собирался из стёкол чистых цветов, но для достижения других оттенков нередко художники использовали наложение стёкол разного цвета.
 
  Рисунок витражей вплоть до XIII столетия остается примитивным: фигуры условны, орнаменты, люди, животные в виде наброска.
   В XV в. кроме цветных витражей получили распространение бесцветные монохромные витражные стёкла  – гризайли, где в основном орнаментальный рисунок расписывался коричневыми и чёрными красками.
 

Упадок витражного искусства.

  
    В XVI в. витражное искусство  было подорвано религиозными войнами в Европе.
Витражи появляются в светских сооружениях Англии и Нидерландов. Витраж перестаёт быть монументальным и становится украшением небольших помещений. В то время распространяется мода на витражные медальоны круглой формы. Расширяется жанр витражей: появляются портреты, рисунки витражей на тему греческой мифологии. Основной интерес к изображению родовых гербов. Таким образом, появляется геральдический витраж.
   В это время нередко для проработки эскиза витража приглашают известных художников, таких как: Дюрер, Бехам, Грин и другие.
   Но в основном эпоха Ренессанса не нуждалась в витражах и уже к XVII в. это искусство находилось в состоянии упадка. Именно в это время были утеряны секреты мастерства в области витражного дела.
 

Возрождение витражного дела.

 
   Возрождение витражного искусства произошло в Европе в период романтизма в конце XVIII-начале XIX в. Витражи стали изготавливать не по «классической» мозаичной технологии, а живописные, на монолитном куске стекла. Такими витражами украшали окна домов и карет. В это время появилась транспарантная технология (перевод на стекло шедевров мирового искусства).
   Первая половина XIX века была полностью посвящена поисками утраченной старинной технологии изготовления витражей. Наибольших успехов в области производства витражей в середине века добилась  Германия и Франция. Возрастает количество витражных мастерских по всей Европе. Они изготавливают витражи как живописные, так и «классические» мозаичные.
 

Эпоха модерна.

 
  Очередной взлёт витражного искусства происходит на рубеже XIX-XX вв. В период становления стиля Модерн. Снова возвращение к монументально-декоративному витражу и к старинной технологии – «классической» мозаичной. Но теперь витраж становится доступнее для широких слоёв населения. Это связано с формированием новой эстетики, основателями которой были Джон Раскин и Уильям Моррис («Движение искусств и ремёсел»). Основная идея, которой заключалась в реформации традиционных ремёсел и декоративного искусства. Золотым веком искусства провозглашается – Средневековье. Происходит возврат к готическим традициям, подражание средневековому искусству и возникновения стиля Неоготика.  В 1861 году Уильям Моррис создает компанию «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» по производству декоративно-прикладного искусства, которая активно занимается изготовлением витражей.
   В эпоху Модерна рисунок витража декоративный, преобладает растительный орнамент, линии гибкие, плавные; в витражах нередко появляется женский образ-символ Модерна.
Расширяется сфера применения: витражи стали включать в дверные проёмы, межкомнатные перегородки, мебель, ширмы, в потолки и купола и даже зеркала.
     Появляются новые технологии изготовления витража:
- пескоструй - трафаретный рисунок белого цвета на прозрачном стекле, полученный в процессе обработки поверхности песком
- травление – с помощью нанесения химических составов, разрушающих стекло через трафарет, производится рисунок
фацетный витраж – это изделие, собранное из стёкол со снятой по периметру фаской.
 
   Самые яркие художники – витражисты Модерна – это Джон Ла Фарж и реформатор витражного искусства Луис Комфорт Тиффани.
 

Луис Комфорт Тиффани

 
  Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) американский художник, сына самого известного предпринимателя в Соединённых Штатах, основателя ювелирной фирмы «Тиффани и Ко».
Тиффани изначально занимается живописью, но впоследствии увлекается стеклом. Он изобретает новые вид стекла «фавриль» с текстурой, теперь оно могло имитировать небо, воду, прожилки камней, драпировку тканей и даже блеск металла и имело необычайную палитру оттенков, фактур и переливов.
  СнежкиПомимо нового стекла Луис изобретает технологию изготовления витража, названную впоследствии его именем – техника Тиффани. Аккуратно вырезанные по форме разноцветные стёкла обворачивают по периметру медной фольгой, а затем спаивают оловом. Витражи новой сборки отличались аккуратностью из-за меньшей толщины контура, а также появилась возможность вырезать стёкла мельчайшего размера и любой формы. Кроме того, благодаря такой технологии, теперь можно было изготавливать витражи любой формы, что явилось предвестником производства знаменитых абажуров Тиффани.
 
  Конец XIX в. захвачен эпохой электрического освещения, уже 80-е годы расширяется массовое производство ламп накаливания и в этот период необычайно популярными становятся лампы и люстры с абажурами Тиффани, созданные из стеклянного мусора.
 
   Помимо Луиса Комфорта Тиффани в Америке был ещё один талантливый мастер по стеклу - Джон Ла Фарж. Как и Тиффани  изначально начал заниматься живописью, но потом увлекся стекольным делом.  Он также производил много экспериментов с новыми видами стёкол. Ла Фарж изобрел «опаловое стекло» - непрозрачное стекло. В это время витраж становится очень популярным в Америке, возрастает количество мастеров и витражных мастерских.
 
  В Европе также происходит подъём витражного дела. Витражи проектировали такие известные архитекторы, как Чарльз Ренни Макинтош,  Анри Ван-де Вельде, бельгиец Виктор Орта, француз Эктор Гимар, известный испанский архитектор Антонио Гауди и художники: Пит Мондриан, Пауль Клее , а позже и Марк Шагал, Фернан Леже, Анри Матисс и другие.
Витражи в России получили не такое распространение, как в Европе, но все, же в обеих столицах были значимые произведения этого искусства.  Они украшали церковные и светские сооружения.  Использование витражей было более распространено в Санкт-Петербурге. (Статья Витражи Петербурга)
   Однако расцвет витражного искусства в эпоху Модерна был краткосрочен. Уже в 20-е годы снова произошёл спад. Новая функциональная геометрическая архитектура не нуждалась в нежных и декоративных витражах Модерна. На смену пришёл абстрактный витраж, он часто использовался не только в жилых и общественных зданиях, но и в храмах.
За тысячелетнюю историю витражное искусство претерпело немало взлётов и падений.
И  XXI в. возможно тоже станет расцветом этого хрупкого искусства.
 
 цветущие деревья                                                      Осенний пейзаж